Творческое мышление
Творчество определяется как деятельность человека, создающая
новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной
значимостью, то есть в результате творчества создается что-то новое, до этого
еще не существующее.
Творческое мышление - это мышление, результатом которого
является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или
иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.
Способностью к творческому мышлению в какой-то мере
обладает, наверное, каждый. В детстве, когда преобладает образное мышление, эта
способность часто проявляется в рисунках, лепках, построениях из подручных
материалов, в подростковом возрасте многие пишут стихи, а в зрелом она, как
правило, помогает решать прикладные задачи разного уровня (от повседневных до
научно-технических и так далее).
Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью,
образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и
воображения. Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими,
но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса.
Творческим обычно называют человека, совершившего научное
открытие, гениальное изобретение или создавшего произведение искусства, то есть
совершившего творческий акт, который был высоко оценен большинством, а также
человека неординарного в своем восприятии действительности и реакции на нее.
Можно выделить следующие основные характеристики творческого
мышления:
- Зоркость
в поисках: в потоке внешних раздражителей большинство людей обычно воспринимают
лишь то, что укладывается в "координатную сетку" уже имеющихся знаний
и представлений, а остальную информацию бессознательно отбрасывают. На
восприятие влияют привычные структурные установки, оценки, чувства, а также
комфортность по отношению к общепринятым взглядам и мнениям. Для творческого
мышления характерна способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее
"усвоенного".
- Способность
к свертыванию мыслительных операций: в процессе мышления нужен постепенный
переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Иногда из-за этого не
удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения.
- Способность
к переносу: весьма существенна способность применить навык, приобретенный при
решении одной задачи, к решению другой, то есть умение отделить специфический
аспект проблемы от неспецифического, переносимого в другие области. Это, по
сути, способность к выработке обобщающих стратегий. Поиски аналогий - это и
есть выработка обобщающей стратегии, необходимое условие переноса навыка или
идеи.
- Боковое
мышление: широко распределенное внимание повышает шансы на решение проблемы.
Французский психолог Сурье писал: "Чтобы творить - надо думать
скоро". По аналогии с боковым зрением врач де Боно назвал боковым
мышлением эту способность увидеть путь к решению, используя
"постороннюю" информацию.
- Цельность
восприятия: этим термином обозначается способность воспринимать
действительность целиком, не дробя (в отличие от восприятия информации мелкими
независимыми "порциями"). В процессе творческой работы необходимо
умение оторваться от логического рассмотрения фактов, чтобы вписать их в более
широкие картины.
- Готовность
памяти: когда человек ищет решение проблемы, он может рассчитывать лишь на ту
информацию, которую в данный момент воспринимает, и которую может извлечь из
памяти, в таких случаях говорят о сообразительности, то есть о готовности
памяти "выдать" нужную информацию в нужную минуту. Готовность памяти
- это одно из важнейших условий продуктивного мышления.
- Гибкость
мышления: гибкость мышления означает способность быстро и легко переходить от
одного класса явлений к другому, далекому от первого по содержанию, отсутствие
гибкости называют инертностью, ригидностью.
- Гибкость
интеллекта: существует также такая гибкость, как способность вовремя отказаться
от скомпрометированной гипотезы. Здесь нужно подчеркнуть слово
"вовремя". Если слишком долго упорствовать, исходя из заманчивой, но
ложной идеи, будет упущено время. А слишком ранний отказ от гипотезы мешает
привести к тому, что будет упущена возможность решения. Особенно трудно
отвергнуть гипотезу, если она своя, придумана самостоятельно, усилиями
собственной мысли. Способность перешагнуть через такие невидимые, но прочные
шлагбаумы и есть гибкость интеллекта.
- Способность
к оценочным действиям: чрезвычайно важна способность к оценке, к выбору одной
из многих альтернатив до ее проверки. Оценочные действия проводятся не только
по завершении работы, но и по ее ходу; они служат вехами на пути творческих
исканий, отделяющих различные этапы и стадии творческого процесса.
- Беглость
речи.
- Способность
к доведению дела до конца.
- Профессиональные
способности.
Материал
взят с сайта http://vse-o-iq.narod.ru/tvormishlenie.htm
|